История

 История храма

 Современное село Новое тесно связано с селом Новорождественное Бронницкого уезда, когда-то располагавшегося и процветающего на берегу Москвы-реки. По сути, история Нового села продолжает историю Новорождественного, ведь не появилось бы Новосельского храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, если бы не стояло когда-то в нескольких километров отсюда храма Рождества Иоанна Предтечи в Новорождественном.

sv-dmitrij-donskoj  В древности на берегу Москвы-реки, на современной тер-ритории окраины города Жуковский располагался монастырь Иоанна Предтечи, построенный во время правления Ивана Грозного вместе с переправой через реку. Еще раньше по этим местам, возможно, проходило войско Дмитрия Донского: князь хотел получить напутственное благословение преподобного Сергия Радонежского на Куликовскую битву.

prepodobnyj-sergij-radonezhskij1
Есть основания верить, что и сам Радонежский чудотворец останав-ливался здесь на пути в Коломну, ведь он имел обычай любой путь преодолевать пешком. Как говорят предания, на местах его ночевок возникали монастыри и храмы. Один из них – в селе Жилино, другой – как раз в селе Новорождественное.

  В Смутное время монастырь оказался в запустении и пришел в упадок. Уцелел лишь деревянный храм Рождества Иоанна Предтечи. Само же село Новорождественное начало активно развиваться: в 1631-м году бывшие монастырские земли поступили в дворцовое ведомство и стали центром торговли.

  А в начале восемнадцатого века указом Петра I село Новорождественное, как и вся Раменская волость, было пожаловано графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину, сенатору, начальнику Монастырского приказа. Незадолго до смерти граф обратился к духовным властям с просьбой разрешить ему построить каменный храм вместо ветхой деревянной церкви. В 1730-м году, уже при сыне Ивана Алексеевича, Платоне Ивановиче, в Новорождественном появился двухэтажный, богато украшенный каменный храм с двумя приделами: святого Николая Чудотворца и святого Иоанна Предтечи.

xram-novorozhdestvennoeНесмотря на то, что Раменское (бывшее село Ново-Троицкое) постепенно становилось центром волости, Новорождественное оставалось самым крупным селом в имении. Оно было знаменито своими ярмарками, которые проводились в дни православных праздников и длились по нескольку дней. Но процветание этого места всегда шло рядом с его возрастающей духовной жизнью. В 1870-80-х годах в селе открылись земское училище и женская церковно-приходская школа. К 1917-му году в Новорождественном, помимо храма, насчитывалось пять часовен: на каждой улице — своя (!). Сам же храм, к тому времени уже с пристроенными к нему галереями, то есть увеличенный в пространстве, не вмещал всех желающих…

  Новое время принесло с собой разрушения и беды, голод и разруху, но самое страшное — трагедию уничтожения святынь. С храма сбросили часть колоколов, вывезли богатое убранство, сожгли иконы и церковные книги. А в 1937-м году, несмотря на упорную борьбу прихожан и служителей церкви, храм и вовсе закрыли. Он мешал местным властям, которые планировали построить Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), да и кирпич вдруг понадобился для возведения нового здания школы. Раменскому фининспектору и прибывшей с ним бригаде долго не удавалось заполучить ключи от храма, которые удерживали прихожане, но, в конце концов, на церковь, после вывоза оставшегося имущества, повесили замок.

  Сопротивление же жителей и служащих в храме не осталось безнаказанным: в сентябре 1937-го года были арестованы настоятель храма отец Феодор Богословский, священник отец Петр Озерецковский, псаломщик Дмитрий Ильинский, председатель церковного совета Надежда Кислова и активная защитница храма Ольга Евдокимова. После недолгого следственного процесса отец Феодор и отец Петр были расстреляны на Бутовском полигоне, согласно статье 58-й «за контрреволюционную деятельность». Дмитрия Ильинского и Ольгу Евдокимову приговорили к десяти годам исправительно-трудовых лагерей, Надежде Кисловой досталось «всего лишь» восемь лет. Все они не вынесли заключения, и вскоре их не стало…


novomucheniki-novorozhdestvenskie
 В 2000-м году Петр Озерецковский, Дмитрий Ильинский и Ольга Евдокимова были канонизированы Русской Православной Церковью. Память священномученика Петра совершается 21-го октября и в 4-ю субботу по Пасхе, память мученика Димитрия — 17-го февраля, память мученицы Ольги – 10-го февраля. Наши местночтимые святые Димитрий и Ольга включены в Собор новомучеников и исповедников Российских двадцатого века.

  В 1938-м (по некоторым данным в 1940-м году), несмотря на сопротивление сельчан, храм взорвали, чуть позже были уничтожены и все часовни. Сохранились рассказы, что в первую после разрушения церкви Пасху с небес раздавался оглушительный колокольный звон…

  Со стороны же властей теперь не было никаких препятствий к строительству ЦАГИ и ЛИИ. По плану, появившемуся еще в 1935-м, намечалось перекрыть Москву-реку плотиной, чтобы затопить всю Москворецкую пойму и испытывать здесь гидросамолеты. Война помешала этим грандиозным задумкам.

 Но в 1952-м началась реконструкция старой взлетно-посадочной полосы. В связи с этим властями было принято решение перенести село Новорождественное (которое еще в 1920-х по документам уже стало селом Новым) на юго-западную окраину Раменского. Военные строители перевозили дома местных жителей. Для этого у дома разбирались все пристройки, сараи, террасы, дворы, далее дом поднимался домкратом, под его углы вставляли подставки, затем под обе стороны подгоняли сани с полозьями, скрепляли их между собой, чтобы не разъехались, опускали дом на сани, а к саням подцепляли мощный трактор. Всё село было перевезено на новое место за пять лет.

  Та земля, где село было изначально, оказалась поделена разными организациями и кооперативами, позднее там появились дачи. Однако место, где стоял храм, чудом уцелело: церковная земля оказалась огражденной колючей проволокой. С 1997-го года разрушенный храм возрождается, вот уже больше десяти лет на этом месте стоит небольшая деревянная церковь.

 Сохраняя любовь к своему родному краю, жители перенесенного села постепенно налаживали жизнь на новом месте. И через почти полвека стало понятно, что в Новом селе тоже должен быть храм. В 2001-м году образовалась церковная община и было принято решение о строительстве храма. Среди тех, кто начал это благое дело, кто является сейчас частью прихода, есть и потомки пострадавших в борьбе за старый храм и есть внуки и правнуки тех, кто более шестидесяти лет назад в силу обстоятельств оказался на стороне разрушителей. Теперь новый храм, как сама вера, объединяет их всех. Чтобы не терялась духовная связь, так как храм Рождества Иоанна Предтечи уже возрождался на прежнем месте, было выбрано иное событие из жизни Иоанна Крестителя – усекновение его всечестной главы.foto-nash-xram-046 Началось строительство, а службы новообразованного прихода в это время проходили сначала в одном из классов Новосельской школы, а затем в помещение конторы ПМК-17, которое выделили прихожанам.

  Церковь в прямом смысле строило и строит село: жители сами по крохам собирали средства на возведение храма, сами ходили на разгрузку кирпича. Последние несколько лет чудом находятся люди, желающие помочь, и благодаря им строительство идет быстрее. Летом 2007-го года община храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи ликовала: был возведен купол с крестом.

imgp8826

   Первая служба в новом, еще недостроенном храме прошла уже 11 сентября 2003-го года. Это был престольный праздник Усекновения Главы Иоанна Предтечи. С тех пор каждый год в этот день храм собирал десятки верующих, жителей и гостей села. «Холодно, ветер, нет ни окон ни дверей, свечи гаснут, а все люди стоят и все счастливы», — говорили прихожане о ежегодном богослужении в стенах недостроенной еще церкви. И все ближе, казалось, подходит день, когда храм откроет свои двери окончательно, не на один день в году.

  Это случилось уже 7 июля 2008-го года, в другой храмовый праздник, связующий собой две церкви, посвященные памяти одного святого. С праздника Рождества Иоанна Предтечи службы в строящемся храме стали постоянными. Правда, прихожане с опаской ожидали зимы: вдруг отопление не дадут, и придется возвращаться в помещение ПМК. Но не пришлось: в начале декабря 2008 года котельную храма подключили к газу, и в храме появилось отопление.

   Сейчас в храме проводятся внутренние отделочные работы, в частности завершена отделка алтаря,foto-nash-xram-019

  В 2006 году было начато строительство дома причта, которое завершилось  в 2009 году. К дому причта по проекту строительства храма примыкает звонница.  В самом  доме причта располагается трапезная и административно-хозяйственные помещения.  В 2016 году открылось новое помещение воскресной школы. Новый дом также используется для различных просветительских мероприятий прихода: встреч, бесед, лекций, показов фильмов.

 Жизнь прихода достаточно разнообразна.  При храме действует воскресная школа, состоящая из 5 групп для детей различного возраста. Есть детский хор и детский театральный кружок —  участники коллективов показывают спектакли к праздникам, а также выезжают с  постановками и номерами в Новосельскую школу и в Центр реабилитации инвалидов «Забота». На приходе образовался Семейный клуб — сообщество молодых семей, которые собираются вместе для проведения различных мероприятий и для обсуждения проблем, касающихся жизни православных верующих. На приходе организуется много паломнических поездок.  

img_0174-1 Проблемы со стройкой не единственные, храму очень не хватает людей, которые могли бы в нем прислуживать. С открытием церкви для постоянных служб прихожан стало намного больше, а рук — не хватать. Но есть надежда, что среди приходящих людей найдутся и те, кто мог бы потрудиться во Славу Божию.